Часть написанного до моего прихода в больницу Александр старательно зачеркал. Фото: Алла Брославская
В разных ситуациях мне приходилось оказываться по долгу службы. Но в такой - впервые. Пришла на встречу с диктофоном и поняла, что не запишу ни одного слова - 68-летний Александр Плотников не разговаривает, единственный звук, который он может произнести, это: “Па”.
На любой вопрос он отвечает: “Па”, либо кивая при этом, либо крутя головой, показывая, что я его не поняла. Тогда берет в руку ручку и пишет. Кстати, пишет довольно грамотно, только медленно и односложно.
Встреча наша состоялась в стационаре, в отделении терапии, где мужчина проходит обследование на предмет признания его нуждающимся в социальном обслуживании. В ближайшее время мужчину планируют поместить в психоневрологический интернат Североуральска.
На тумбочке у кровати пациента - несколько листов формата А-4, прикрепленных прищепкой к папке-планшету, один из них уже частично исписан. Александр вытягивает лист из-под прищепки и дает мне. Начинается повествование словами: “Я никуда не поеду, пока не вызовут журналистов”.
Прочитав это, пытаюсь выяснить, что случилось. Александр Владимирович пишет: “Я сидел не мало, общий стаж 38 лет”. Спрашиваю, за что, бьет по левой ладошке правым кулаком. “Убийство?” - мотает головой, “Побои?” - кивает.
С горем пополам поняла, на что сиделец с многолетним стажем жалуется. Мужчина утверждает, что когда сидел в лагере города Каменск-Уральский, его избивали сотрудники. По этой причине он лишился обеих ног.
Задаю глупый, наверное, вопрос: “А за что били?” Мужчина пишет: “За звезды” и внимательно заглядывает мне в глаза, ища ответа, понимаю ли я, о чем речь. Я честно признаюсь, что ничего не понимаю. Тогда он оттягивает ворот синей кофты, из под которой видна часть тела, сплошь в синих рисунках. На плече с правой стороны - звезда. Я продолжаю тупить: “Что это означает?” Александр пишет: “Роза ветров”.
Также посредством письменных обрывчатых ответов на мои подробные устные вопросы, мужчина объясняет (насколько это возможно понять), что левую ногу ему ампутировали в возрасте 48 лет, а правую - в 2020-м году, в больнице Свердловска (так выразился он сам). Когда выходил последний раз из лагеря на свободу, еще и пенсию отобрали - 22 тысячи рублей. Спрашиваю, как отобрали. Пишет: “Мешок на голову”.
На вопрос, за что сидел в последний раз, Александр показывает пальцем на меня, видимо, давая понять, что причиной стала женщина. Потом пишет статьи: “131-132”. И тут же дописывает: “У меня они даже экспертизу не брали”. Я снова задаю наивный вопрос: “То есть, ты этого преступления не совершал?” Плотников старательно и весьма убедительно трясет головой, давая понять, что ответ положительный, не совершал.
Спрашиваю, чего же он хочет от меня? Отвечает - чтобы прокуратура разобралась с фактами, о которых он говорит.
И протягивает документ, чтобы я сфотографировала. Бумага, датированная 3 сентября, адресована врио начальника ОМВД России “Североуральский” майору полиции Ивану Березину и лично Александру Плотникову.
“Направляю в Ваш адрес материалы по устному обращению Плотникова А.В., оформленному в форме рапорта, для проведения проверки в порядке ст. 144-145 УПК РФ для рассмотрения по существу и принятия процессуального решения в соответствии с требованиями УПК РФ”, - говорится в прокурорском документе. Второму адресату, Александру Плотникову, разъясняется, что оснований для принятия иных мер прокурорского реагирования не усматривается.
Вероятно, мужчина решил, что никаких разбирательств по его обращению не будет, и занервничал. Поэтому и обратился к журналистам.
Я же решила, что написать об этой истории просто обязана. Не мое дело - разбираться, что правда в словах Плотникова, а что ложь - этим занимаются компетентные органы. Моя же задача - рассказать о человеке и его беде.
Вряд ли теперь, сидя в инвалидной коляске, без ног по самое “не хочу”, он сможет причинить кому-то хоть какой-то вред…
“Ничего не ест, может, вы уговорите”
Во время нашего общения с пациентом, в палату №504 заходит медработник с каталкой-разносом. Обед - горячий суп-щи, картофельно-мясная запеканка, компот. Девушка вежливо, но настойчиво уговаривает Александра покушать. Он уверенно и даже капризно мотает головой.
- Оставлю, может Вы уговорите, - с надеждой говорит девушка, - он отказывается кушать.
Прошу мужчину поесть, даже предлагаю покормить его с ложечки. Он сопротивляется, жестами объясняя, что вся еда тут же попросится на выход. Но так же жестами дает понять, что два кусочка черного хлеба съест и компот выпьет.
На вопросы Александр Владимирович реагирует моментально, налету улавливает суть. “Рассказал”, что местный, матери никогда не видел, рос в североуральском интернате. Впечатления неадекватного он не производит.
В полиции Североуральска прокомментировали ситуацию: гражданин Плотников А. В. будет опрошен, и материалы будут направлены по территориальности, то есть, в Каменск-Уральский.
Читайте новости о жизни города в социальных сетях - подпишитесь, чтобы ничего не пропустить!
“ПроСевероуральск.RU” есть везде: во “Вконтакте”, в “Одноклассниках”, в Телеграм, в Яндекс.Дзене и Тиктоке. Присоединяйтесь!
Добавляйте нас в избранные источники в сервисе Новости..